Торговая фирма «Б-Шасси» - мы предлагаем снегоходы и квадроциклы «РУССКАЯ МЕХАНИКА», ведущего российского производителя снегоходной техники. 10 лет мы работаем для вас.
(4855) 280-281, 280-282
+7 915 972-0814
E-mail: tfburan-shassi@mail.ru
Время работы: понедельник-суббота, 9.00 - 18.00
   
Главная Каталог Прайс-лист Информация О компании Контакты

СТАЛЬНАЯ ЛАЙКА: Буксировщик КБ-48 Райда

Эту конструкцию мы впервые заметили на одной из выставок рыболовного и охотничьего снаряжения. Вид специфический: то ли мотоблок на гусеницах, то ли дополнительная часть для снегохода. А на самом деле - механический аналог собачьей или оленьей упряжки.

СТАЛЬНАЯ ЛАЙКА: Буксировщик КБ-48 Райда

Жить в Архангельске и не быть охотником или рыболовом - нонсенс. Город стоит на Северной Двине, рядом Белое море, а вокруг сплошные леса. Так что нет ничего странного в том. что первый встреченный мною архангелогородец - попутчик по купе - оказался фанатом рыбалки. Удивительным было другое. Узнав о цели моей поездки, он рассказал, что прекрасно знаком с этим "гусеничным мотоблоком" и уже два сезона регулярно использует его для поездок к заветным лункам. По проходимости микротрактор не уступает "Бурану", а во многих случаях и превосходит его. благодаря небольшой массе проскакивая там. где большому снегоходу дорога закрыта. Конечно, скорость у него ниже, зато компактность, надежность и. главное, цена (немногим больше тысячи долларов) весьма привлекательны. Хранить буксировщик можно хоть на балконе, а перевозить - в багажнике легкового автомобиля. В обиходе его зовут "мотособакой". поскольку до не столь уж давнего времени коренное население этих мест использовало ездовых лаек, да и по концепции это транспортное средство ближе всего именно к упряжке. По бумагам же мини-снегоход называется буднично - буксировщик КБ-48.

Местные жители вовсю пользуются им и не устают хвалить, но информации о "мотособаке" на ТВ и в прессе нет. За пределами русского Севера это диковина, да что там - похоже, нигде в мире не существует ничего подобного.

ОСТРОВ КРАСНОФЛОТСКИЙ

В конце декабря в Архангельске световой день самый короткий в году: окончательно рассветает только к полудню, сумерки начинаются в два. а три уже темно. Поезд "пришвартовался" в 10 утра. Времени на тест-драйв и фотосъемку в обрез, поэтому "с корабля на бал" гоним на Краснофлотский машиностроительный завод. По дороге выясняем, что предприятие основано в 1935 году на базе судоремонтных мастерских. Ныне оно выпускает различные деревообрабатывающие станки, теплогенераторы и известные по всей стране сварочные электроды ОЗТ-4. Буксировщики же в качестве дополнительной продукции, загружающей производственные мощности в зимний сезон, делает "Сервисный центр", созданный при заводе несколько лет назад. Конструкция сертифицирована, и ежемесячно за ворота выходит 50 единиц техники с торговым названием "Райда" (так ненцы называют оленью упряжку).

Краснофлотский завод расположен на одноименном острове на окраине Архангельска, здесь находится и поселок, где живет большинство его сотрудников. Есть даже собственный выход на акваторию, в залив Северной Двины - словом, места для испытаний предостаточно. Правда, тогда была оттепель, промозгло, задувал ветер, а небо затянуло низкой серой облачностью, из которой периодически сыпала крупа...

С МИРУ ПО НИТКЕ

Основу буксировщика составляет металлическая платформа, снизу которой смонтирована ходовая часть, а сверху - двигатель, механизм сцепления, рычаг управления и кожух багажного отсека. Двигатель - 4-тактный. одноцилиндровый, воздушного охлаждения, мощностью 6 л. с. Американская компания Briggs & Stratton делает эту модель для мотоблоков и сенокосилок. С вала мотора момент передается через приводные ремни (использованы ремни ГРМ автомобиля "Ока") и далее через цепную передачу на гусеницу. Сцепление - самое простое, как на мотокультиваторе "Крот", с помощью ролика, поджимающего приводные ремни. Рукоятки сцепления (от мотоблока) и газа (механизм выбора передач от спортивного велосипеда) вынесены на рычаг управления. Он откидной: в транспортном положении вписывается в габариты буксировщика, а в рабочем фиксируется двумя болтами.

конструкция Буксировщика КБ-48 Райда

На "потоке" стоят две модели буксировщика - КБ-48-380 и КБ-48-500. различающиеся между собой шириной гусениц и соответственно габаритами и весом. В первой используется гусеница от снегохода "Буран" без переделок, во второй - оригинальная разработка заводчан. собранная из двух обрезанных на одну треть "бурановских". Приводные звездочки и поддерживающие ролики ходовой части также оригинальные и изготавливаются в Архангельске. Натяжение гусеницы обеспечивается изменением длины двух продольных штанг.

ВЕРХОМ НА СТУЛЕ

Пока я знакомился с конструкцией, два буксировщика заправили топливом и подготовили к поездке. Короткий инструктаж: чтобы тронуться, надо дать газу побольше, плавно нажать и плотно прижать (это главное!) рычаг сцепления к ручке. Потом - газ по желанию и обстановке, но сцеплением "не играть". Для остановки следует убрать газ и резко отпустить рычаг сцепления. Ну а поворачивать? "Сам поймешь, по ощущениям..."

Сажусь в волокуши. Обычно рыбаки размещаются в них на своих ящиках, предназначенных для снастей и улова, или едут стоя, положив ящик в багажный отсек. Мне же поначалу предлагается "кресло пилота" - обычный конторский стул, у которого разогнуты ножки, а снизу приварены две продольные трубы, фиксирующиеся по ширине волокуши. Мотор запущен, делаю все как учили...

ВОДИТЕЛЬ КАК ЧАСТЬ КОНСТРУКЦИИ

Вот и первый крутой поворот - больше чем на 90 градусов. Немного сбрасываю скорость, смещаю руль в сторону, противоположную повороту, а свой вес. наоборот - к его центру. Получилось! Теперь в другую сторону. Так вот он какой, "северный олень"! Это же схема с ломающейся рамой, как на тракторе "Кировец"! Причем волокуша и находящийся в ней человек становятся частью конструкции, своего рода противовесом двигательной установки. Мало того, благодаря подвижности соединения между частями через обычный шакл. а также тому, что ось крепления сцепного устройства смещена от переднего края саней, волокуши отлично проходят все неровности дороги, огибая бугры и ямы и наклоняясь на виражах.

конструкция Буксировщика КБ-48 Райда

конструкция Буксировщика КБ-48 Райда Проезжаю по территории завода, по тропинке среди кустов и выскакиваю на лед залива. Ну теперь газ до отказа! На прямике буксировщик развивает скорость до 20 км/ч. Расход топлива - не более двух литров бензина в час. На борту, кроме пилота, может находиться еще до 200 кг груза или использоваться сцепка из двух волокуш с двумя пассажирами. Еще на 40 кг поклажи рассчитан отсек в передней части самого буксировщика, причем в этом случае сцепные характеристики гусеницы с поверхностью заметно улучшаются.

ПО ПЕРВОМУ ЛЬДУ

В качестве цели я выбрал высокий, типично северный дом на противоположном берегу залива. Прохватил по пути к нему по твердому насту метров сорок на максимальной скорости и... застрял. Точнее, скорость упала до 3 - 5 км/ч. В чем дело? Да просто наст под весом буксировщика с прицепом проломился, а под ним вода, выдавленная во время прилива. Толщина водяного слоя надо льдом сантиметров десять. "Собака" медленно шлифует гусеницей тонкий прозрачный лед. но едет. Иногда приходится отталкиваться ногой (не зря я надел рыбацкие бахилы) или покрутить "рулем", чтобы зацепиться. В аналогичных условиях обычные тяжелые снегоходы становятся похожими на "корову на льду" - буксуют на месте, забивая гусеницы ледяной крошкой, которая моментально смерзается. Кроме того, на "большой" технике здесь было бы страшно, поскольку лед встал недавно и трещит под грузом, по движению воздушных пузырей за "стеклом" даже видно, как он изгибается под весом человека...

Выскочив на твердую поверхность, отклоняюсь от курса и начинаю крутить круги и рисовать на припорошенном льду восьмерки. Окончательно освоившись с управлением, пробую кататься стоя. Скорость возрастает. Улучшается обзор, позволяя точнее наметить линию движения, объезжая трещины и промоины.

Буксировщик прекрасно рулится. Замечаю еще одну особенность - управлять можно одной рукой, левой, поскольку ручка газа имеет фиксированную "трещотку". Важно, чтобы скорость в момент поворота соответствовала его крутизне, иначе можно вылететь из "корыта". Ну а если так случилось, главное - отпустить руль. Тогда буксировщик послушно остановится рядом, проверено...

ПРОСТОЕ - НЕ ЗНАЧИТ ПРИМИТИВНОЕ

Итак, несмотря на неважную погоду, тест-драйв и фотосъемки состоялись. Хотя к чему ругать погоду? Испытания буксировщика прошли в тех условиях, когда он больше всего нужен. Ведь именно во время ненастья случаются всевозможные инциденты, когда остро необходим транспорт. Традиционный снегоход - это. конечно, хорошо, и для дальних поездок или товарищеских гонок он просто превосходен. Но даже если отрешиться от цены (а самые доступные снегоходы стоят раз в пять дороже "Райды"), нужно учитывать, что снегоход надо где-то хранить и на чем-то перевозить... А если вдруг бензин кончился? Зимой, да по тяжелой дороге, да против ветра запросто можно ошибиться с запасом хода. Снегоход тут же превращается в "чемодан без ручки" - и пользоваться нельзя, и бросить жалко. С буксировщиком же все понятно - достаточно просто поменяться с "мотособакой" местами, погрузив ее в волокуши... Сани и кожух сделаны из полиэтилена, материала прочного и "вязкого", не трескающегося на морозе и на который не намерзает подлип. Пытаюсь найти какие-то недостатки. Ну не бывает конструкций без минусов. Наверное, "летят" приводные ремни? Да нет, если следовать инструкции и "не играть" со сцеплением... Может, не хватает маленького кенгурятника спереди для защиты от деревьев и кустов? А зачем? Снизу по контуру кожуха проходит силовая труба обвязки. Такая же обвязка у волокуш, к ней и крепятся дышло и задняя скоба... Тогда, может быть, нужен фонарь? Как без света ночью? И тут есть объяснение. Фара, закрепленная на корпусе, вибрирует, да и располагается слишком низко. Гораздо удобнее яркий светодиодный налобник... В общем, кроме как не очень эстетичного вида кожуха, ничего отрицательного найти не удалось. Но и в этом направлении разработчики работают. Скоро появится пластик, окрашенный в яркие цвета - для "мотособак". которые будут использоваться в развлекательных целях. Для утилитарного же применения и черный сгодится - и недорого, и на льду хорошо заметный. А еще есть идея "обвязать" сани и буксировщик надувными поплавками, чтобы могли плавать, если что...

Уже в заводском КБ посмотрел видеоотчет об использовании буксировщиков не только на льду, но и на глубоком снегу. Интересно наблюдать кадры, когда быстро двигающаяся по лесу машина останавливается, водитель делает шаг с волокуши и... проваливается по пояс. Без сомнения, бюджетный тягач -Рейда- пригодится и рыбакам, и охотникам, и спасателям (а они уже заинтересовались), и сельским почтальонам-докторам, да и просто жителям тех мест, где любой другой транспорт зимой на приколе.

P. S. - Что вы делаете с обрезками "бурановских" гусениц? Выбрасываете?
- Ничего подобного! Мы уже разрабатываем легкий мотовездеход с их использованием.

Благодарим за помощь в подготовке материала Краснофлотский машиностроительный завод
Сергей Груздев, журнал "4х4" (www.club4x4.ru)

СПАСАТЕЛИ О "МОТОСОБАКЕ": ОТЗЫВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ИСПЫТАНИЙ БУКСИРОВЩИКА КБ-48 (в сокращении)

Эксплуатационные испытания буксировщика КБ-48 в полевых условиях проведены объединенной группой спасателей Главного управления по делам ГО ЧС Архангельской области и Архангельской областной поисково-спасательной службы МЧС России в ходе противопаводковых взрывных работ по рыхлению ледовых полей на р. Северная Двина в период с 21 по 29 апреля 2003 года.

Область применения: доставка грузов общим весом до двух тонн (взрывчатка, оборудование, снаряжение и продукты питания) к месту проведения взрывных работ. Длина маршрутов до 4 км. Масса буксируемого груза от 30 до 200 кг. Условия эксплуатации: температура от минус 10 до плюс 15°С, глубина снежного покрова до 40 см, мокрый рыхлый снег, пропитанный водой до высоты 10 - 20 см. При заморозках - с образованием в поверхностном слое настовой корки до 2- 3 см. Условия хранения: открытая площадка. Средний расход бензина АИ-92: 1.4 -1.5 л/ч. Наработка: всего - 46 моточасов, дневная - от 2 до 6 моточасов. Произведенный ремонт: замена одного комплекта приводных ремней.

Условия эксплуатации в период испытаний запредельные для снегоходов (мокрый, рыхлый, глубокий снег с водой и плюсовая температура воздуха). В ряде случаев выполнялась предварительная прокладка маршрутов без груза. Маневренность буксировщика и мощность двигателя достаточны для выполнения данного типа транспортных работ. При проваливании в мокрый снег на глубину 30 -40 см буксировщик теряет ход, но быстро высвобождается усилиями одного спасателя-водителя. Двигатель легко запускается и на всех режимах работает устойчиво, без перегрева даже при плюсовой температуре воздуха. К основным преимуществам можно отнести: сравнительно небольшие вес и габариты буксировщика, что значительно облегчает условия транспортировки, приведения его в готовность (погрузка-разгрузка) и хранения, а также экономичность работы двигателя в соотношении с массой перевозимого груза. Для улучшения надежности и эргономичности конструкции рекомендуется: установить штатный упор для более надежной фиксации рукоятки управления газом, уменьшить ход рычага сцепления.

В целом по результатам проведенных испытаний можно сделать вывод, что буксировщик КБ-48 может быть рекомендован в качестве транспортного средства спасательным подразделениям для проведения спасательных и аварийно-технических работ.

Начальник АОПСС А. В. Никулин

Индивидуальный подход к каждому клиенту!
Уважаемые покупатели, мы всегда готовы пойти Вам навстречу и готовы предложить лучший сервис и лучшие цены. Если при выборе товара Вы обнаружите более выгодное предложение, пожалуйста свяжитесь с нами по электронной почте или телефону. Мы постараемся пойти Вам на встречу и там где это возможно предложить более выгодную цену.

Консультации по техническим вопросам - главный конструктор Кудрявов Анатолий Александрович. Телефон (4855) 280-283, E-mail: pfburan_shassi@mail.ru.

    Rambler's Top100